• Марина Камертон

Dolby Atmos



Эволюционные изменения звуковых многоканальных форматов всегда выполнялись с учетом предварительно установленной схемы установки акустических систем в кинозале, гарантирующей корректное воспроизведение саундтреков в соответствии с замыслом звукорежиссера. Любые отступления от стандартов, связанные с конструктивным разнообразием демонстрационных залов, приводили к утрате оригинальной звуковой картины. Стандарт Dolby Atmos, выполняющий самостоятельное сведение звуковых дорожек в зрительном зале, обеспечивает полноценную реализацию творческого замысла. Звукорежиссеры задают итоговую картину для звуковой системы, реализующей программу на базе индивидуальных характеристик конкретной инсталляции

.

Принципиальные инновации

Демонстрация саундтрека «Храбрая сердцем», записанного в стандарте Dolby Atmos, состоялась в 2012 году в Dolby Theatre. Через 6 месяцев 25 кинотеатров работало с применением нового стандарта, а в 2013 году уже более 300 модернизированных кинозалов было открыто для зрителей. Известные производители AV-ресиверов, такие как Onkyo, Denon, Integra, Pioneer, Marantz и Yamaha интегрировали Dolby Atmos в свои устройства.

Brett Crockett, возглавляющий лабораторию звуковых исследований компании Dolby, охарактеризовал Dolby Atmos как первую аудиосистему, базирующуюся на аудиообъектах, а не на каналах. При использовании Dolby Atmos звукорежиссеры определяют место расположения источника звука и его последующие перемещения, отображаемые координатами в трехмерном пространстве.


Формирование звуковой среды

Dolby Atmos устанавливает принципиально новое значение для каждой дорожки, воспринимаемой в качестве индивидуального (статичного или динамичного) объекта. Внутренние маркеры звуковых дорожек дифференцируют треки с записью окружающих звуков, воспроизводимых индивидуально. Система способна параллельно обрабатывать до 128 отдельных объектов (звуковых дорожек), направляемых на 64 канала. Алгоритм Dolby Atmos определяет направление для каждого объекта. Применение в составе Dolby Atmos специализированной версии профессионального ПО Pro Toolsобеспечивает сведение с учетом индивидуального уровня каждого трека и его трехмерной локализации.

Уникальная технология обеспечивает адаптацию исходных параметров под характеристики любого типа зала, гарантируя полноценную реализацию оригинального замысла режиссера. При внедрении DolbyAtmos не требуется капитальная модернизация оснащения домашнего или коммерческого кинозала. Могут применяться имеющиеся компоненты с проведением соответствующей калибровки после добавления ресивера/процессора. Для полноценного воспроизведения объемного звучания желательна установка потолочных систем и дополнительных сабвуферов. Допускается возможность поэтапного апгрейда, автоматически учитываемого системой при сведении треков.

Требования к помещению

Применение потолочных излучателей существенно усложняется необходимостью дополнительных настроек. При использовании автоматически настраиваемой Dolby Atmos к пространству предъявляются минимальные требования. Максимальная высота помещения с деревянными, бетонными или гипсокартонными потолками – 4,3 м. В домашних условиях высота потолка не должна превышать 2,7 м для оптимального распространения звуковых волн. По словам экспертов, любые предметы в комнате (типовые климатические устройства и неординарные осветительные приборы) не влияют на итоговое качество объемного звучания при оптимальной высоте потолочной поверхности.

При использовании Dolby Atmos специальный алгоритм распределяет дорожки в зависимости от реального количества каналов. Потенциально возможен вариант системы для обычных стереонаушников, требующий достаточно высокой мощности процессора.


Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные):

  • 5.1 + 2 колонки на потолок;

  • 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;

  • 5.1 + 4 колонки на потолок;

  • 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;

  • 7.1 + 2 колонки на потолок;

  • 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;

  • 7.1 + 4 колонки на потолок;

  • 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;

  • 9.1 + 2 колонки на потолок;

  • 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;

  • 9.1 + 4 колонки на потолок;

  • 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.

Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.

Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.

Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое. Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров. Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться. И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos. Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов).

Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).

Распространение стандарта

Для полноценного использования любого стандарта помимо специальной аппаратуры необходим соответствующий контент, созданный на базе новых технологических решений. Премьера фильма «Хоббит: Неожиданное Путешествие» в октябре 2013-го продемонстрировала зрителям преимущества впечатлений от реалистичного звукоряда. Технологическая новинка с энтузиазмом была встречена режиссерами. Участие лауреатов «Оскара» (Майкла Хеджса, популярного Майкла Семаника, а также Кристофера Бойса) в популяризации изменений способствовало существенному увеличению числа кинозалов, оснащенных Dolby Atmos. После премьеры фильма количество таких аудиторий возросло с 15 до 100. Сайт Dolby содержит данные о кинотеатрах с Dolby Atmos в различных городах мира.

Звукорежиссер Деннис Сэндс, участвовавший почти в 300 фильмах, модернизировал свою студию для записи треков в новом стандарте. По словам инженеров, DVD с применением Dolby Atmos будет воспроизводиться на стандартном оборудовании идентично Dolby Digital Plus, а некотрых случаях аналогично Dolby TrueHD. Целесообразность приобретения контента в новом стандарте определяется исключительно финансовыми возможностями зрителя, а не аппаратной совместимостью. Список фильмов с использованием Dolby Atmos постоянно расширяется, предоставляя возможность все большему числу пользователей познакомиться с беспрецедентным качеством звучания.

Следующее видео слушать рекомендовано в наушниках:





© 2012-2020 Системный интегратор «Камертон Про»

  • Телеграм Камертон Про
  • Black Vkontakte Icon
  • Black YouTube Icon
  • Black Instagram Icon
  • Black Facebook Icon